Воспоминания об отце Михаиле Еременко
С отцом Михаилом меня соединил старец Николай Гурьянов с острова Залит. Произошло это при следующих обстоятельствах.
В 2000 году я работал в Киеве в одном интересном, немножко странном для наших времен проекте. Нужно было придумать международную гуманитарную инициативу с долгим временем жизни, что-то типа второго Римского клуба, которая бы центрировалась в Киеве. Из России в этом деле участвовали два человека — я и Марина Захарченко из Санкт-Петербурга
С Мариной мы часто общались, и она как-то меня спросила, как я, православный человек, живу без духовного отца. Я отвечал, что пока не встретил, да и ведь это не обязательно, -всем иметь духовных отцов. И тогда она спросила: «А как ты решаешь, тебе иметь или не иметь?» — «Сам и решаю, а как еще этот вопрос решать?» И она сказала, что она и ряд близких ей людей ездят к старцу Николаю Гурьянову и что я могу написать ему письмо и через него решить.
И я написал ему письмо и передал Марине.
В сентябре-октябре 2000 года я приехал к Марине в её университет педагогического мастерства на конференцию.
И она познакомила меня с отцом Михаилом и его семьёй. Тогда мне было 46 лет. В таком возрасте невероятно редко обретают новых друзей, значительно чаще теряют старых.
С отцом Михаилом мы сошлись мгновенно, мы с ним гуляли и разговаривали обо всем — о теории систем, о философии, о политике, о житиях святых, о биологии, о делах житейских. Ощущалось невероятное единство, как симфония — когда один прерывается, а другой может его продолжить.
Он пригласил меня приехать к нему в церковь на службу. Когда я прикинул время, за которое я мог добраться, то это получалось где-то около трех часов. Я ахнул, но напрягся и добрался вовремя. Отец Михаил очень обрадовался. Обратно ехали вместе в электричке и насыщенно разговаривали. Наверное, это и был решающий момент в складывании наших отношений.
Я приехал в Киев, и Марина говорит: » Тебе есть ответ, но устный. Я не смогла поехать в этот раз к старцу и передала твоё письмо с отцом Михаилом. Старец распечатал письмо, внимательно прочел, потом начал смеяться, прочел какие-то стихи и сказал отцу Михаилу, чтобы тебе передали, что «сколько бы не искал, а лучше его, отца Михаила, не найдёт».
Я, честно говоря, был ответом смущён — я же не просил указывать, кто именно, просто спрашивал, «нужен мне или не нужен». Сказал о своём смущении Марине, а она предложила об этом и написать второе письмо старцу. И я написал. Писал я о том, что живу в Ростове, почти за две тысячи километров от Питера, а с духовным отцом желательно иметь возможность общаться. Что познакомился с отцом Михаилом и, кажется, что обрел в нём нового друга, но друг — это не отец. Или я в этом ничего не понимаю?
Прошло почти полгода, и Марина мне передала, что старец прочел внимательно письмо и отвечал коротко и серьёзно — просил передать, чтобы я держался отца Михаила.
А дальше произошло удивительное. С заработками моими в этот период дело обстояло очень плохо. Но я был избран в состав Правления Восточно-Европей
Когда несколько лет назад я должен был указать при перерегистрации в международной профессиональной психотерапевтиче
На протяжении шестнадцати лет я с отцом Михаилом обсуждал самые тяжелые вопросы, которые подбрасывала мне жизнь
Начало нулевых. Отец мой потерял зрение, характер начал на глазах портиться, стал сварливым, началась по любому поводу борьба за «порядок и справедлвость», конфликты с матерью, которую эта борьба его очень пугала. Что делать мне в этой ситуации, может крестить его? Обсуждаем с отцом Михаилом. Он говорит — найди отцу место в своей жизни, чтобы он чувствовал свою полезность. Начни читать ему Ветхий Завет и обсуждать прочитанное. Я получил Благословление. Никогда в жизни я не имел такого Слушателя! Отец останавливал, заставлял перечитывать некоторые слова, фразы, комментировал. Словно передо мной сидел великий Богослов, открывающий такие тонкости понимания Священного Писания, которые нигде ни в каких текстах ни до этого, ни после этого я не встречал. И это понимание дало мне смелость создать новый жанр в психотерапии, связанный с житиями святых, дало мне смелость начать писать терапевтические сказки, связанные с житиями святых.
Когда у меня созрел замысел этих сказок, и я приехал обсуждать это с отцом Михаилом, то он посоветовал ни в коем случае не излагать в чистом виде Житие святого, тем паче, в моем понимании, а погрузить его в какой-то реальный сюжет жизни, который подарит мне Господь. Пусть это будут сказки, терапевтические сказки, а не осовремененные Жития, не откровения, — только сказки. И дальше, этот его совет меня неоднократно оберегал от нападок воинствующих книжников, которых что-либо не устраивало, задевало в Житиях, встроенных в терапевтические сказки.
На первый взгляд его советы казались противоречивыми. Но это только на первый. Вот конец 2006 года. У меня обнаруживают аденому простаты и предлагают тут же удалить. Отец Михаил — «не Благословляю», «ни в коем случае!». Благословил искать врача, который не будет предлагать удаление. Я начал искать и нашел такого доктора. Но врач предложил сделать биопсию Отец Михаил благословил. Биопсия показала, что онкологии нет. И далее я каждый год много лет ходил к этому доктору и делал «успокоительные» биопсии. Между тем отец Михаил обо мне беспокоился, сначала сам дал оказавшиеся у него американские лекарства, потом я их искал — мне начали привозить друзья и знакомые. Как-то отец Михаил сказал мне, что один питерский профессор с похожими на мои проблемами ездит в Индию, в место, где находится центр тибетской эмиграции и лечится у знаменитого тибетского врача, основателя и первого ректора института тибетской медицины Ише Дондена. Я взял координаты этого профессора, поговорил с ним, получил Благословление и поехал в Индию. Я ездил туда 4 года, общее самочувствие после поездок было отличное, но аденома продолжала постепенно расти.
Между тем мои отношения с тем доктором, который не предложил мне дорогостоящее удаление, а предложил только наблюдать и периодически делать биопсии превратились за многие годы если и не в дружеские, то в приятельские. Он стал большим почитателем моих терапевтических сказок. За эти годы он стал врачом высшей категории, защитил диссертацию, возглавил новое урологическое отделение, которое оснастили самым передовым оборудованием, которое только ни есть в мире. — Удивительно, что такое отделение было создано в Ростове-на-Дону.
И когда я обратился к отцу Михаилу в 2015 г., то он дал сразу же Благословление на операцию, которую в 2007 он категорически не Благословлял делать
Шел 2005год. Финансовое положение моей семьи становилось отчаянным. Я отказался работать на выборах, что неизменно приносило мне достаточный доход, Институт по подготовке экзистенциальных терапевтов, который я создал в 1999 и бессменно возглавлял, в то время был неприбыльным и неубыточным — забирал массу времени и не давал никаких средств для жизни моей семьи. На рынок бизнес-тренингов
Он сказал – «готовься становиться священником. Благословляю». И сказал, какие действия и в какой последовательнос
Проходят годы, я начинаю страшиться, что не исполнил Благословления, решил поговорить об этом с отцом Михаилом. Он говорит: «Не беспокойся. Делай честно своё дело. А Бог управит»
В 2010 году от рака кишечника стремительно умерла моя ближайшая помощница в Институте, который я возглавлял, моя правая рука. Через несколько недель после её смерти мы встретились с отцом Михаилом. Он меня поразил — он сказал, что в жизни до этого только один раз встречал убийство, осуществленное колдуном такой высокой квалификации . Я растерялся и спросил, что же делать и кто этот колдун? Отец Михаил сказал, что «Аз Воздам!» и что через полгода я узнаю – кто. И ровно через полгода мне сообщили, что умерла от рака кишечника одна известная экстрасенс, с которой я был знаком ещё в 80-е и с которой в последние десятилетия наши жизненные пути пересеклись один раз, когда я передавал ей передачу от наших общих знакомых-москвич
Были дела настолько для меня очевидные, что я и не думал брать на них Благословление. Вот идет 2002 год, мне предлагают принять участие в создающемся в Ростове обществе православных психологов. Я соглашаюсь. Там собираются, в основном, люди, получившие психологическое образование, но не приступившие к работе психолога. Во главе общества был поставлен священник, который когда-то учился на физфаке, потом занимался «эзотерическими практиками», потом от них отрекся и стал священником.
В течение года мы обсуждали разные моменты из святоотеческих текстов, из борьбы с помыслами, соотносили утверждения разных психологов со святотеческими наставлениями. В конце года мне предложили рассказать, чем я занимаюсь в терапии. Я для примера рассказал о психотерапевтиче
Через пару месяцев мне сообщил священник, преподававший в моем Институте, что в епархию поступил донос на экзистенциальную психологию и психотерапию, что готовится заседание комиссии по образованию, на которой предлагается призвать православных не иметь ничего общего с этими дисциплинами, как, скажем, с теософией и антропософией. Мне показали донос — его писала женщина — преподаватель вуза, просившая у меня разрешения пользоваться моим методом и её муж, духовные дети священника, опекающего общество православных психологов, а готовила резолюцию комиссии староста общества православных психологов, секретарь комиссии епархии, духовная дочь того же священника. После нашего разговора со священником — преподавателем моего Института, Владыко вопрос закрыл. После всего происшедшего я обратился к отцу Михаилу — что дальше мне делать со всеми этими людьми и, в первую очередь, со священником, опекавшим общество православных психологов. Отец Михаил спросил меня: «А Вам для работы очень нужно это общество?» Я отвечал, что «совершенно не нужно». Тогда отец Михаил сказал «Я Вас Благословляю даже близко к ним не подходить». И пояснил, что если они сами подойдут, то если им направо, то мне налево, а если им налево, то мне должно быть направо. Ни с кем не разбираться, просто уходить подальше.
И в дальнейшем я узнал, что «натренированные
С момента основания в 1995 году в Ростове-на-Дону молодежного волонтерского телефона доверия я был его попечителем, и потому, когда в середине нулевых годов мне предложили стать ещё и супервизором-кон
Я обсуждал с отцом Михаилом как со своим профессиональным супервизором наиболее сложные для меня ситуации клиентов. Вот клиент, мужчина 50 лет подозревает свою жену в измене. У него на руках — весомые улики. Вопрос — что ему с этим делать. Человек растерян, дезориентирован. Отец Михаил: «Пусть скажет жене, чтобы она прекратила свои интрижки, ему всё известно. И далее — не вступает с ней ни в какие обсуждения, не принимает никаких возражений, ответов». А потом добавил: «Вспышка перед менопаузой. Скоро менопауза наступит, и всё закончится.» И действительно, как потом рассказывал мне клиент, — так и произошло.
Другой случай. Клиент мужчина средних лет, недавно вместе с женой они стали православными и стремительно воцерковлялись. И он хотел, — для того, чтобы быть с женой абсолютно прозрачными друг для друга рассказать ей о всех своих грехах против неё, своих изменах, своих желаниях измен, своих увлечениях; и чтобы она ему рассказала о своих; и чтобы они друг перед другом покаялись, раскаялись и простили друг друга. Но всё-таки со мной посоветовался, прежде чем начать это совершать.
Отец Михаил меня спросил, на сколько процентов крепкие у них отношения? Я оценил процентов в 70. «Ну, тогда, — сказал отец Михаил, — пусть держится за то, что есть, чтобы этого не растерять. Ни в коем случае не надо делать того, что собирается делать этот человек.» Поначалу мне этот совет казался неожиданным, но потом многократно помогал помогать людям в подобной ситуации. Кстати, помогал и лучше понимать Библию — после грехопадения райская жизнь уже невозможна, но возможно земную проживать более-менее достойно, по-Божески.
В начале декабря 2013 года я приехал в Питер и встречался с отцом Михаилом. Он отозвал меня в другую комнату, говорил он с огромным трудом, но сказал: «Будет тяжело. На Украине будет война. Украина разделится» Про Украину я пытался возражать – мол, это невозможно, рассказал, что в Украине были сшиты две страны – одна, которая со времен царя Алексей и Богдана Хмельницкого довольно успешно интегрировалась с Московией в общую страну и другая, Галиция, которая никогда к России не имела отношения, но была в течение всей истории самым дружественным зарубежьем, что в составе Австро-Венгрии, что в составе Польши. Говорил, что если бы Сталин настолько бы не прислушивался к Грушевскому, если бы Сталин не забрал эту территорию в 1940, всё было бы иначе. Я говорил, что если в 90-е и были предпосылки для распада, то теперь выросло новое поколение. Отец Михаил слушал меня молча, не возражал, только о чем-то вздыхал. А потом сказал: «Последнее моё служение будет под Иерусалимским крестом».
В 2014 году, особенно осенью, отец Михаил чувствовал себя неважно, говорил мало и с большим трудом. В ноябре мне предстояла поездка в Украину, в Одессу и Киев, для проведения психотерапевтиче
Он был подобен Леонардо да Винчи — его интересовало абсолютно всё. Когда я ездил в Индию к тибетцам, — отца Михаила интересовало абсолютно все мои впечатления и размышления от встреч с патриархом тибетской медицины Ише Донденом, он просил купить ему курс лекций Ише Дондена в Вирджинском университете. Но его интересовало не только это, но и всё, что я успел понять об особенностях экономического развития Индии.
После того, как я побывал в Севастополе в бывшем военном дельфинарии, отца Михаила интересовали абсолютно все мои впечатления, интересовали и популярные брошюры и научные труды, которая создавала лаборатория, работавшая при дельфинарии
Хотя он был уже в очень тяжелом состоянии, но его интересовали мои рассказы о том, что я видел своими глазами, колеся по Украине весной 2014 года.
Его интересовали и мои рассказы о дискуссиях между бывшими физиками и бывшими химиками в рамках Московского методологическог
Он обсуждал со мной психические болезни и проблемы эмбриологии. Он обсуждал со мной конфликтологию и мое восприятие встреч со всякими «особыми» людьми, типа отца Александра из Катюжанки из-под Киева, берущегося лечить тяжелейшие болезни, лечить бесплодие у семейных пар и избавлять людей от зависимостей.
Однажды мы с ним обсуждали жизнь нищих. И он посоветовал – давать всем просящим, но только мелочь. Настоящий нищий будет и за это благодарен. А если давать крупные деньги, то нищие развращаются, перестают быть благодарными, перестают ходить и просить, и просить, чтобы хоть что-то накопить. Удивительным образом, но после этого разговора у меня было множество разговоров на эту тему с учениками и с клиентами. И я, ориентируясь на ответ отца Михаила, многим людям сумел помочь.
Когда я получал от него Благословление, то дело начинало исполняться, в какой бы безнадежной ситуации оно не находилось. Много раз организаторы моих психотерапевтиче
В ноябре 2015 года отец Михаил вдруг вышел из забытья и дал мне Благословение ехать в Питер, проводить психотерапевтиче
Отец Михаил как-то попросил прочитать, что найду о его святом — Михаиле Клопском. Потом, расспрашивая, спросил, «заметил ли я, что Михаил Клопский был прозорливым». Я честно сказал, что не заметил, чтобы Михаил Клопский был предсказателем. . И отец Михаил обратил моё внимание, что прозорливый не предсказатель, а — тот, который может прозревать …..
.
После ухода батюшки я был в смятении. И, будучи в Одессе, пошел к монаху-отцу Серафиму, которого многие считают старцем. Я спросил его, терял ли он когда-нибудь духовного отца? И после утвердительного ответа спросил, что мне делать? Он ответил, что отец Михаил на том свете молится обо мне. И что можно к нему обращаться, как и раньше.