Профессиональный (второй) уровень
Реализуется как образовательная программа переподготовки на психолога-консультанта в области экзистенциальной терапии.
Продолжительность программы — 2,5 года.
По окончанию слушатели проходят итоговые испытания в виде зачетов
На наш взгляд, психолог-консультант в области экзистенциальной терапии должен обладать широким и глубоким кругозором, эрудицией, хорошо продуманным мировоззрением. Именно поэтому в список изучаемой литературы входят не только труды по вышеперечисленным дисциплинам, но так же работы культурологические, религиоведческие, методологические, художественная литература о жизни врачей и ученых, публицистика и труды мыслителей, повлиявшие на ход истории, развития мышления, на эволюцию человечества.
Объем изучаемого невероятно большой. Поэтому часть обучения построена следующим образом: слушателям второго уровня дается задание изучить какой-либо труд, а затем, на сессии сделать выжимку-доклад самого основного из прочитанного. Происходит семинар – обмен пониманием прочитанного. За счет такого взаимообмена объём полученных знаний увеличивается во много раз. Таким образом, на каждой сессии у слушателей есть возможность прикоснуться к пяти-шести основательным и большим работам.
Построение курсов совершенно не похоже на то, как они преподаются в учебных заведениях на постсоветском пространстве. Мы убеждены, что обучение и подготовка экзистенциальных консультантов и терапевтов должны быть в сути своей экзистенциальными. Обучение происходит, опять же, в тесной связи с перипетиями собственной жизни слушателей, в уникальном экзистенциальном контексте учебной группы и неповторимости реалий жизненного пространства каждого.
Например, курс феноменологии начинается с основ неокантианства – ведь феноменология зародилась и развивалась в лоне неокантианского кружка. И далее слушатели идут путем этого кружка, открывая в себе всевозможные априорные конструкции с помощью встречи с массивом произведений мировой культуры из совершенно разных областей знаний, а затем начиная учиться преодолевать эти конструкции.
Основы феноменологии, герменевтики и экзистенциального консультирования преподаются в совершенно практической форме, так что теория ложится на практику и находит в ней свое место.
Изучение экзистенциальной философии тоже носит необычный характер. У каждого слушателя есть возможность на деле применить философские знания, проведя маленькую группу на выбранную тему. То есть все по канону экзистенциализма - познается опытным путем.
Третий уровень. Необходим для того, чтобы по своим знаниям, умениям и навыкам специалист соответствовал требованиям стандартам европейского сертификата по психотерапии и стандарту Всемирного совета по психотерапии.
Он состоит из супервизий, стажировок, терапевтического самопознания ( клиентского опыта в индивидуальной и групповой экзистенциальной терапии).
Поступление в МИЭК (отборочные группы)
Терапевтическое самопознание на базовом (терапевтическом) уровне
Отзывы
Владимир Хованский
Раз в три месяца проходить обучение экзистенциальной терапии в МИЭК. Сейчас это происходит благодаря Первому Университету В.В.Макарова!. И каждый раз возвращаться с учебной сессии, вдохновленным своей профессией. И с каждой сессией психотерапия становится каким-то безграничным космосом!.
Хочу поделиться некоторыми ключевыми для меня мыслями. Они могут казаться простыми и не новыми, но на учебе они открывают новые горизонты в работе с людьми:
1. Мысль выраженная Жан Полем Сартром: «Существование предшествует сущности». Очень крутая и глубокая мысль! Вот, пример: «у меня не технический склад ума и поэтому я со школы не люблю физику и математику». В таком случает я попался - сущность определяет мое существование. А на самом деле: «я со школы не люблю физику и математику, и потому у меня не сформировался не технический склад ума». Может показаться что разницы нет, но на самом деле она огромна. В первом случае человек заложник своей сущности. А во втором он берет ответственность за то, кем он является на себя.
2. Мысль от Карла Рождерса: «Психолог работает с человеком, а не с его проблемой, или с его чувствами или еще какими-то частями и проявлениями». Вроде бы простая мысль, но на практике очень сложно реализуема. И клиенту и психологу проще разбираться с проблемой, так меньше тревоги и появляется впечатление, что психолог помогает. Это же классно, что тебе помогают решить твою проблему? А в результате не выходит глубокого понимания клиентом себя, что стоит за его проблемами, и что ему на самом деле нужно. Так вот что я понял - если психолог работает в экзистенциальном или гуманистическом подходе, то все что он может сделать, так это создать с клиентом такой диалог и отношения, в которых клиент получает возможность самостоятельно понять и решить свои проблемы. Разница в этих подходах огромна.
3. Мысли Габриэля Марселя про отношения с самим собой: «Что значит принадлежать самому себе? Это как стать самому себе старшим братом! (Реально крутая и новая мысль для меня поскольку старший брат это не то что родитель и какой то абстрактный взрослый). Как я могу принадлежать кому-то, когда я сам себе не принадлежу? Какие у меня отношения с самим собой, такие и с другими людьми и наоборот это тоже работает. Внутри меня живет целое семейство, и чтобы в нем было согласие там для каждого должно быть определенное место, т.е. каждый принят». То есть нет изгнанных и запертых в подвалах )), как часто встречается у клиентов.
4. Габриэль Марсель: «Чем больше, как мне кажется, я обладаю вещью, тем больше я становлюсь её рабом».
5. Габриэль Марсель: «Свобода это душа нашей души. Человек это и есть свобода. Мы настолько свободны, что можем отказаться от свободы». Часто можно услышать как кто-то говорит, я не делаю это, потому что не могу, обстоятельства не позволяют. А хочешь это сделать? Тут уже можно заметить что кто-то и не хочет, не очень надо, слишком дорога цена. Если хочешь, то что сделал для этого? Что мог бы сделать? Эти неприятные вопросы возвращают свободу. Вообще свобода ужасно тяжела!
6. Из феноменологии одна из крутых мыслей: «каждое понятие, метафора, пример исходящий не из клиента, а от терапевта, как ему кажется - в тему, на самом деле является «вбросом», который может клиенту понравиться, но увести в еще большее запутывание и удаление от своей реальности». Ох сколько у меня таких «вбросов». Постараюсь быть аккуратнее с ними. От этого многое зависит, в том числе и экологичность работы.
7. Замечательный метод Энрико Ферми позволил в нашей группе за 1 день усвоить 7 крутых книг, которые мне одному, чтобы вот так понять, потребовался наверное целый год ))). Вот список книг: Бодрийяр «Симулякры» (меня больше всего вшторило); Ханна Арендт «Банальность зла» (по этой книге я сам готовил доклад); Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»; Коллингвуд «Идея истории»; Мирча Элиаде «Эсхатология»; Фуко «Надзирать и наказывать»; Ричард Фрейман «Вы серьезно мистер Фрейман?»
И это лишь малая часть)). Представляете как я переполнен! ))
Спасибо нашим преподавателям, группе, первому университету В.В.Макарова и организатору всего этого обучения - Есельсону Семену Борисовичу.