Азбука живых, оживляющих, одушевляющих, одухотворяющих звуков, слов, речи. Часть 1
Глава из книги "Психотерапия жизнью" (Интенсивная терапевтическая жизнь Александра Алексейчика)" (Сост. Р.Кочюнас. Вильнюс, 2008). Публикация в журнале ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, номер 35-36 Февраль 2020 с разрешения издателя.
В печатном слове я ещё никогда не говорил о важнейшей области своей психотерапии — о живительных целебных звуках и словах. О полноте звуков и слов, о живых словах. О родной речи. О психотерапевтической словесности...
Не говорил на гладких белых страницах... Хотя, надеюсь, звучит это в моём труде соответственно, со-звучно. Для меня, для пациентов.
Если выражать эту область психотерапии, её суть афористически, то привычно это может звучать так: «Лучше один раз услышать, чем сто раз про-слушать. Лучше один раз сказать, чем сто раз услышать. Лучше один раз сказать кратко, чем сто раз многословно. Лучше один раз сказать с лицом, в лицо, чем сто раз без-раз-лично...» Но как это сделать? Как преобразить мыслимое слово в уже звучащее в мыслях, не прибегая к галлюцинациям? В литературе есть такой опыт — поэзия... Но в медицине, особенно в психотерапии, быть поэтом опасно.
Мы из прошлого века. Нас везде узнают.
За угрюмых таких Двух весёлых дают.
В. Соколов
Гениев в поэзии — единицы. На тысячу учившихся играть на инструменте талант — один. Способность говорить — сложнейший инстинкт, связанный с сотнями ощущений, чувств, воспоминаний, умений... Гениальная способность к речи почти у всех. Эта гениальность сложнее музыкальной гениальности. Голосовой аппарат человека сложнее любого музыкального инструмента. Голос необходим человеку, человечеству от Адама до Страшного суда. Иначе уже с первых дней творения он не мог бы быть близок к Богу. Не мог бы понять Бога (и быть им наказанным). Понять и принять суд и приговор. Находить путь назад к Богу. К образу и подобию Его в себе. Представим себе этот путь назад... До вавилонского смешения языков слов у людей было гораздо меньше... В Раю — ещё меньше. Для разговоров с Богом необходимы были очень немногие слова. Самые существенные. Даже менее существенные слова были близкими, своими. Бог разрешил человеку дать всему на-звания. Звать и животных, и предметы. Это были слова хозяина. Слова, дававшие возможность звать, призывать к себе...
Слова давали образы. Даже звуки давали образы. Давали значения. Возьмём старую АзБуку: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро...
«Аз (я) Бога Ведаю Господа Доброго, Действительного, который Есть Жизнь. Зело (очень) Иже (истинно), Каковы Люди, Мать Наша, Отец...». Всё важнейшее на первых местах, в знаковом порядке... Такой же порядок звуков можно проследить во многих значительных, образных, образующих душевные процессы, направляющих их словах...
Значительные слова звучат. В них хочется вслушиваться и самому говорящему, и слушающим. Скорее внимать, чем понимать. Так же как «войти» значит больше, чем «пойти». И далее: принимать, вос-принимать... Ощущать, чувствовать, вспоминать слово... Прозревать их заветность, ветхо-заветность, может быть, до-потопность... Жизнь слов от Адама до родной речи у родителей,
«Родной речи» в начальной школе. Родной речи в нашей изящной словесности. Воспринимать речь не как инструмент общения, познания добра и зла, а как путеводитель по физической, душевной, духовной жизни. Как путеводитель жизни не только временной, но и вечной. В словах, речи мы тогда открываем не столько знание, сколько ведение, видение, путеведение.
В наше время в жизни преобладают слова о бесконечном количестве фактов, отдельных фактов. И в этой бесконечности теряются слова образующие, объединяющие, дающие образ, ведение, с-ведения, показывающие, указывающие пути к цельности, смыслу, родству, сыновству, отцовству... К Бытию самим собой, но не только... Постоянно мы с этим сталкиваемся в нашей психотерапевтической работе: и в диагностике, и в индивидуальной, и в групповой, амбулаторной, стационарной психотерапии. Тысячи слов, в которых теряется и сам пациент, и психотерапевт... А достаточно, просто необходимо обойтись десятками... Иначе пациент (терапевт) проходят курс психотерапии, «не приходя в сознание»...
Как же найти эти живые, живительные, оживляющие, целительные, «за-ветные» слова? Легче, конечно, сказать, где такие слова я не надеюсь найти. Не приходилось «добывать» такие слова в психоанализе, в оговорках, свободных ассоциациях, ни в «инсайтах», ни в «переформулированиях», «трансформациях», трансактном анализе, специальных тренингах... Там достаточно элементов искусственности...
У меня и моих пациентов большинство этих слов находятся в живой практической работе, в трудностях жизни. Конечно, для этого желательны у-словия. И на теоретическом уровне, и в реальности тут лучше всего воспользоваться образом. Человек «состоит» из очень и очень многих сущностей, обозначаемых очень многими словами. Но «жив» теми немногими, на которых держится его внутренний мир, и теми, на которых его внешний мир держится, и теми, которые «мирят», с-миряют оба этих мира. И вместо одной «точки опоры» для душевного процесса благодаря таким словам появляется несколько, и в разных «мирах» — и физическом, душевном, духовном, в ветхозаветном и новозаветном, сыновнем и отцовском...
И не только «точки опоры»... Между этими мирами, в которых находятся данные «точки», появляется пространство для живой мысли, живого чувства, живого ощущения, здравого отношения... Очередной очень живой, «вечный образ» из собственного детства. Мне 10 лет. Мы с другом поссорились... Отец говорит: «Тебе надо уступить... Он ведь в безотцовщине... (Отец друга погиб на фронте.) Поэтому он отстаёт от тебя. Мальчику так важно иметь отца. Тянуться к нему... Вести себя всё более по-взрослому... Как растение тянется к солнцу... Физически вы равны: вам по 10 лет. Но по душевному развитию ему 6–7 лет. Он в школу ещё не пошёл, а ты уже в пятом классе».
С тех пор это Слово, понятие, со-бытие — «Безотцовщина», «Отчество», «Отечество» — для меня вечно живые, постоянно действующие на меня сущности... И я достаточно разный человек, когда ко мне обращаются «доктор», «доктор Алексейчик», «Александр Ефимович», «Александр»... Частично это и потому, что и потом довольно долго представлял себе «Страну Безотцовщину», где нет отцов... И «Отечество» — страну, где у каждого есть отец...
У пациента и для пациента я стараюсь найти 5–10 таких «Живых Слов», которых ему не хватает для «Живой жизни», для пространства (вместо плоскости), «где свободно дышит человек». Слова, которые, как «корни травы», будут прорастать в его душе и духе... Превращая «вспаханное» миром, стрессом, болезнью «поле» в «луг», «лужайку», «поляну»... в живую, цельную среду между «небом» и «землёй», где светит солнце, веют ветры, идут дожди, текут ручьи... и всё на пользу, всё для созидания, а не для разрушения...
Даже... «Ад дома». «Деньги в чужом кармане». «Истина горькая». «По-мешательство». «Счастье частичное». «Моё Я не в моём Обществе». Находятся эти слова и в выслушивании жалоб пациента, и в изучении, расспросах об истории болезни, жизни и, особенно, в процессе лечения. Найтись этим словам помогают мои просьбы. При выслушивании жалоб: назвать, кроме уже высказанных жалоб, 5 «не-ясностей», которые особенно ему мешают, смущают («мутят воду»), тревожат.
При выяснении истории нарушений, болезни: назвать 5 важных для пациента понятий, 5 наиболее существенных ошибок в последние годы.
В процессе лечения: разобраться в уже достаточно выявившихся, но недостаточно полезных, используемых, целебных Словах-сущностях. Таких как:
Болезнь. Какая у Вас болезнь? Без-умие? Слабо-умие? Избыток ума, мешающий другим процессам души? По-мешательство? За-мешательство? Слабость ощущений? Избыток чувствительности? Слабодушие? Избыток душевности, мешающий духовности?
Здоровье. Что такое здоровье в Ваши 23 года? Как Вы им до сих пор злоупотребляли?
Любовь. Что ещё у Вас не в порядке с любовью? Особенно с любовью к себе? Как другим любить Вас, если Вы себя недостаточно любите, недолюбливаете? Особенно своё Тело? Наказание. Что есть наказание? За что себя и других наказываете? И почему так неправильно? Почему на-казываете, хотя достаточно у-казывать, по-казывать?
К концу лечения: какие слова, понятия, хотя мы с Вами на них не обращали особого внимания, сами по себе про-явились, про-яснились, у-своились, стали для Вас особенно полезными? Действенными? Пре-образились? Стали действовать на Вас пре-ображающе? Чаще всего пациенты упоминают: Вера, Доверие, Уверенность (вместо знания). Доброта (вместо силы). Друг, Другой (вместо Я, такой же). Любовь. Благодарность (вместо платы). Прощение. Отпущение (вместо долга, расплаты).
Ниже я приведу в алфавитном порядке для удобства выбора, но не по степени целебной существенности для пациентов (тут субъективное важнее объективного) Слова-сущности, в которые мне чаще всего приходится, бывает необходимо погружать пациента, погружаться с ним, погружаться самому.
Естественно, большинство слов могут быть только названы, при-ведены и только некоторые чуть поведаны. Как уже упоминалось в главе о Библиотерапии, «жизнь, яркость, силу, смысл, дух должен добыть, воссоздать в себе, отыскать скрытый в словах духовный клад» сам пациент вместе с психотерапевтом.
Ад. Так как слово в списке первое, то нельзя ограничиться только его названием, при-ведением. Необходимо кое-что о нём поведать. Сами пациенты называют его очень редко. Как и рай, Царство Божие, которое внутри нас... Если оно звучит, то в абстрактном, неощущаемом, невзвешенном, необразном смысле. «Живу как в аду». Когда спрашиваешь: «А какой он, этот Ваш ад? Если представить, что, может быть, был уже или будет 100-процентный ад, то Ваш на сколько процентов?», пациент почти никогда не даёт определения...
Обычно я привожу свой любимый афоризм: «Кто знает путь, тот и в аду как дома». «Что это для Вас значит?». Другой вариант. «Вы знаете, что противоположно «аду»?» Чаще всего пациенты отвечают:
«Рай». Моё продолжение: «Ответ верный, но бесполезный, непрактический. Противоположность — «Да». «Ад» и «Да». Почему у Вас в жизни так мало «Да»?! И так много «Нет»?.. Что можете сделать Вы, Ваши близкие, чтобы у Вас, с Вами, с ними было больше «Да» и меньше «ад-а»?..
Адам. Кто он для Вас? Для нас с Вами?.. Человек из мифа?.. Первый человек? Что значит «первый человек»? Тот, которым мы обычно хотим быть? «Первыми» в семье. «Первыми» в профессии.
«Человек в Раю». «Царь природы». «Человек, которому принадлежал весь мир». «Человек, который говорил с Богом». «Человек, который захотел, съев яблоко, стать равным Богу. В один момент. С помощью зубов». «Человек, который первым обвинил Бога: «Та, которую Ты мне дал, дала мне яблоко». И мы вслед за ним продолжаем во всех бедах обвинять Бога, жену, близких...
«Почему Адам для Вас не человек, который не имел матери, братьев и сестёр, друзей? Почему — не человек более близкий к Вашему отцу, деду?.. Почему Ваш отец в Вашем мировосприятии не заслуживает большего со-чувствия и по-чтения, как более близкий, нежели Вы, родственник Адама?». «Нередко люди своих бабушек и дедушек любят больше, чем своих родителей. И дальних родственников больше, чем близких. В этом смысле, каково Ваше отношение к Адаму и Еве?»...
Аз. Вероятно, первое слово человека. А-а-а-а-а... А-з. Только потом — «ма-ма», «па-па». Первая буква алфавита. Обозначающая «Я»... «Аз Бога Ведаю...» «Как часто Вам хотелось бы употреблять это слово вместо «Я»?.. «Почему Вы, мы так далеко отошли от этого первого слова? Как и от слов «мама», «папа»?..»
Библия. «Это такая книга». «Насколько она о нас? Обо мне?»
Бесы. Бес. Беснование. Без-умие... «Без чего мы бываем, когда нами владеют духи, а не Дух?.. Когда не ощущения, чувства, желания, память, мысли, идеи, воля служат нам, а мы служим им? Особенно часто — идеям. Отчего идеи становятся сначала сверх-ценными, а потом бесовскими? В какой степени бесы овладевают нами?.. Насколько мы можем быть безумны и ещё не во власти беса?»
Благообразие. Блаженство. Бог. О Господе мы уже немало говорили в предыдущих главах... Но трудно «пройти мимо», даже если говорим о Словах. Не о Сущем. Как это Слово само оживляет! Живит! БОГ. Мой Бог! Боже мой! Наш с родителями Бог! Наш с сыном Бог! Наш с дочкой Бог! Наш с женой! Наш русский Бог! Мой с больным Бог! Сколько живых образов Бога!.. Наш с батюшкой Бог... Наш, мой Бог с ксендзом Бронюсом!..
Богатство. Богатый. Какое богатство истинное? Физическое? Телесное? Чувственное? Богатство потребностей? Талантов? Памяти? Интеллектуальное богатство? Умений? Душевное? Духовное?.. Почему блаженны не богатые, а нищие духом? Одностороннее богатство является ли истинным богатством? Или на-казанием? (Сравним долги бедного с долгами богатого человека. Обязанности бедного и богатого. Богатство глупого человека. Богатство скупого...)
Родной язык нам подсказывает, что истинное богатство то, которое от Бога, у того, кто принадлежит Богу: богатый тот, кто богатство получает в дар ко многим другим дарам, талантам, которым, как и самому человеку, богатство служит, а он служит Богу и людям, и он — Божий человек... Во всех остальных случаях богатство — не собственность, а при-своение, случайность или воровство человека, который оказался в нужном месте в нужное время с нужными людьми. Нужным человеком. И будет он жить в нужде, а не в богатстве... Болезнь. Не отделение от обычной жизни, а возвышение над ней.
Боль. Физическая. Душевная. Духовная. Наказание или дар? О чём она говорит? Как она говорит? Как её слушать? Почему тело, душа, дух, Бог заговорили с нами голосом боли?
Боязнь. Бо-я-знь. Бога я знаю... Того ли мы боимся? В той ли степени? Если бояться Бога, что происходит с другими страхами?
Ведение. Ведение. Ведание или знание. Что за веданием? Что — за знанием?
Вера. Во что? В кого? Вера в Бога. Вера Богу. Верная вера. Верность. Ложная вера. Действенность, результативность веры. Проверенность, испытанность веры...
Видение. Физическое. Душевное. Духовное. Видение и ведение.
Видение и зрение. Про-видение. Про-зрение.
Вина. Вина вольная и невольная. Мера вины. Вина собственная и общая. По-знание вины. Признание вины. Принятие вины. Разделение вины...
Воля. Как свойство души. Как свойство духа. Как свое-волие.
Как часть свободы.
Вопрос. Во-прошание. Во-прошение. Не-об-ходимые вопросы. Вопросы открытые и закрытые. Вопросы действенные. Во-прошания с разной степенью ответ-ственности. Вопросы, на которые вначале необходимо ответить самому пациенту. Вопросы, на которые не стоит отвечать. Цена вопроса обычно должна быть больше цены ответа. Вероятные и невероятные вопросы...
Глупость. Как степень ума. Делать глупости. Говорить глупости. Быть глупым. Глупость как свойство «Я» и свойство «Мы». «Быть себе на уме». «В своём уме».
Грех. Отпадение от духовного в материальное. От целого — в частности. Семь смертных грехов. Их очерёдность.
Да. Важнейшее и поэтому труднейшее Слово. Редкое слово. Слово, невозможное без Нет.
Дар. Дары. Одарённость. Душевные дары. Духовные дары. Но не дармовщина. Не даром. Трудности принятия дара. Владения даром. Деления (поделиться) даром. (Сравним: «от-дать», «про-дать». Особенно, отдать Душу и продать Душу.) Принятие моего дара как дара мне. Даже делая материальные дары, можно получать духовные. Действо. Действие. Сущность, объединяющая множество процессов. Преобразующая их в действительность. «Лучше один раз сделать, чем сто раз захотеть». Психотерапия есть именно действие, а не смягчение, отключение отдельных ощущений, чувств, воспоминаний... Действие, ведущее к большей целостности, единению. Деньги. Одно из величайших изобретений человека, приобретений. Первое — огонь. Второе — колесо. Третье — деньги. Одно из эффективнейших средств в психотерапии. Как мера. Как средство сравнения. Средство оценки. Средство выражения. Средство действия, материализации и, наоборот, одушевления и одухотворения. Иногда вся диагностика и всё групповое занятие может быть «основано» на деньгах. Чаще всего: «Сколько Вы получаете в час? В минуту? А сколько стоит час, минута Вашей работы? А Вашего труда? А Вашего со-трудничества? Сколько стоит час, минута Вашего свободного времени? Минута Ваших ощущений? Чувств? Желаний? Памяти? Мышления? Действия? Ответственного действия? Минута положительных ощущений, чувств, желаний, размышлений, волевого напряжения?.. Минута отрицательных?.. Минута страха? Час страха? Беспокойства? Минимум и максимум? Минута из «золотой середины»?»
«Сколько стоит Ваше слово? За последние 5 минут Вы произнесли около 200 слов. Сколько они все стоят? Значит, в среднем? Самое дорогое из них и самое дешёвое? Выбросьте все дешёвые слова, оставьте только средние и дорогие. Оставьте только дорогие... Только средние... Только средней ценности, но из «золотой середины»... Только «золотые» слова и во-время сказанные...»
«Сколько стоит обычно Ваш вопрос? Сколько ответ?.. Сколько стоит Ваше сочувствие? Ваша щедрость?.. У кого в Вашей семье время самое дорогое? Самое дешёвое?.. В этой группе?.. Сколько стоят самые дорогие и самые дешёвые советы в этой группе?.. А сколько Вы хотите за них заплатить?.. А сколько можете?.. Заплатите. Почему М. принимает, а Н. — нет?»
«Сколько стоит одна минута времени врача? Государство платит ему 15 литов в час, значит, 25 центов в минуту... Напоминаю: стоит — это одно, а сколько могут заплатить — другое... За что Вам положены скидки? За что врачу — надбавки? Вы платите или благодарите?»
«Сколько стоил день Вашей жизни в детстве? В юности? Сейчас? Предвидится в старости? Сколько будет стоить Ваш последний месяц жизни? День? Сколько Вы согласны заплатить за продление жизни на один день сегодня? В последний день, предположительно?.. Сколько, предположительно, заплатят Ваши близкие за продление Вашей жизни на один день? За облегчение Вашего последнего дня?»
«Самые дорогие Ваши Слова? Самые дорогие для Вас Слова? У кого здесь и сейчас Вы хотите попросить денег? У кого можете? Сколько в этой просьбе мольбы, а сколько агрессии, покушения на самое интимное: выявление, насколько человек щедр, добр, добро-детелен?.. Как эта пропорция меняется в зависимости от суммы, которую Вы просите? Для Вас? Предположительно, для Вашего благодетеля?..»
«О ком Вы думаете, думая о деньгах? О чём Вы думаете, думая о деньгах?»
«Что Бог думает о деньгах? Почему Он даёт людям деньги столь неравномерно?.. Сколько бы Вы попросили денег, если бы Бог их Вам предложил? Почему столько? Что бы изменилось в Вашей физической жизни после этого? В душевной? В духовной? К чему бы обязали Вас э т и деньги?»
«Как Вы понимаете такую пословицу: «Золото испытывается огнём, а человек испытывается золотом»?.. Как Вы уже проходили подобные испытания? Как выдержали?.. Какой опыт для Вас не имеет цены?.. В жизни? В болезни? В психотерапии?..»
Добро. Доброта. Не случайно Добро — название пятой буквы алфавита. «Обр»-образ-цельность. Прослеживается происхождение слова и от со-от-ветствия. Добро единит. Добро-детель, действие добром единит ещё больше. Зло — разъединяет. Добро единит человека и внутри, и вне. Добродетель — противоположность греха. Народная мудрость утверждает: «крепость души человеческой в добре». Во многих случаях практическая работа с добротой пациента — прямой путь к исцелению. Прямой, но нелёгкий. Похожий на работу с деньгами (см. выше) или подобный работе с конкретными добродетелями (см. ниже).
Единство. Целостность. Достаточное единство тела и души без порабощения одного другим. Единство души и духа.
Жадность. Есть интересная интерпретация слова: «Ж-изнь-АДНОСиТЬ». Всю жизнь ад носить в себе. Говоря очень многому в жизни «Нет» ради одного «Да» (деньгам).
Жена. Женщина. Женственность. Сущность, когда половина может быть больше целого, основой, началом целого.
Жизнь. Физическая. Душевная. Духовная. Полнота жизни. Жизнь с избытком. Жизнь во времени и в вечности. Их со-отношение в конкретных условиях. С конкретными людьми. Направление развития...
Закон. Внешний и внутренний. Для всех и для меня. Я для закона или закон для меня? Подчиняться закону или исполнять закон, может, дополнять закон? Закон со мной, рядом со мной или против меня?
Здоровье. Почему здоровье одно, а болезней 10 000? Что значит:
«Я хорошо себя чувствую?» Здоровое ощущение, чувство, здоровое желание, здравомыслие, здоровый образ жизни? Можно ли быть душевно больным и духовно здоровым? (По В. Высоцкому, «Не душевно, а духовно я больной».) Физическое, душевное, духовное здоровье.
Зло. Злоба. Сущность, которая разделяет, разрушает внутренний и внешний мир человека... На силу и слабость. Белое и чёрное. Хорошее и плохое. Своё и чужое. Богатство и бедность. Небо и землю. Талант и бездарь... Исключая таким образом из жизни «золотую середину», центр, сердце... Очень умных, как и очень глупых приблизительно 3%. Остальные — «середняки», «средний класс»... Очень хорошего и очень плохого в человеке тоже не так много... Очень красивых и уродливых — тоже немного... Как и здоровых... Заставляя стремиться к крайностям, зло разрушает возможность целостности, высшей гармонии, где слабость служит силе, а сила — слабости...
В конце концов, зло бессильно, хотя временно может быть сильным, ярким, страстным...
Зло злом не лечится. Лечится добром.
Знак. Значение. На-значение.
Знание. В наше время важная сущность личной и общественной жизни. Но в море фактов современной жизни теряется существенное знание... «Для человека в наше время в с ё есть. Но неизвестно, где лежит... Не для всех доступно...» Знание заслоняет веру... Интересно, что ни в одном из Евангелий ни разу не упоминается слово «знание». У Апостола Павла — восемь раз. Вера упоминается бессчётно.
В психотерапии пациенту нужны очень немногие, существенные для него знания.
Идеи. Наиболее общие мысли, объединяющие мысли более частные. Поэтому нередко овладевающие ими и приобретающие необоснованно сильное значение. Особенно сверх-ценные, болезненные идеи. Важно их правильно оценивать, уценивать, переоценивать (см. «Деньги»).
Иисус. Богочеловек. Божий человек (противоположность человекобогу). Сын. Новый человек. Полный человек. Не отменяющий закон, а исполняющий закон, наполняющий закон его новым содержанием. «Суббота для человека или человек для субботы?»
«Кесарю — кесарево, Богу — Богово». «Кто без греха, пусть первым бросит камень». «Божественный психолог». Реальное, «масштабное» подражание Иисусу — быть сыном.
Индуизм. Обожествление человека и его 3 000 образов. Не Дух, но духи.
Искупление. Что искупаем? У кого? Чем? Со-ответствующая ли цена?
Истина. И истины. Живые истины. Кто истиннее?
История. Человек в истории. История в человеке. Общая. Семейная. Личная.
Источник. Источники наших сил и слабостей.
Книжники. Человек и книга.
Кротость. Краткость. Конкретность. Скромность. Глубина без блеска, искренняя.
Личность. Лицо. Лик. Образ физический и душевный, и духовный. Естественность. Идентичность и различие личности в 5, 10, 15, 25, 50, 75 лет. Временное и вечное. Постоянное и динамичное.
Ложь.
Любовь. Любовь инстинкта. Любовь души. Любовь духа. Бедность, нищета и богатство любящего. «Без объекта любви я беден, и я не хозяин сокровища. С ним — полнота, счастье».
Мама. Мать. Материнство. Гораздо более сложная сущность, чем обычно представляется молодым и не очень молодым женщинам, мужчинам, их детям. Это и материальность, телесность, и душевность, и духовность в уникальных для каждого пропорциях. Мать «рождается» вместе с ребёнком. И вместе с ним растёт. И вместе с ней растёт её ответственность. И претензии к ней со стороны первого, второго... ребёнка. Со стороны мужа. Бабушек и дедушек... То, что мама самая лучшая, самая добрая, самая терпеливая, самая-самая... воспринимается всеми как нечто естественное, не требующее усилий... Всеми. Даже самой матерью... А на самом деле это не так... Устают больше от ответственности, чем от работы... А и той и другой всё больше... И претензий к самой-самой тоже всё больше. Не случайно столько почтения в христианстве к Матери Божьей.
Материнство — Дар, но такой, который требует от всего человека и от окружающих очень многого. Не случайно в Священном Писании сказано: «И враги человеку — ближние его».
Невозможно быть хорошей физической матерью без бытия душевной матерью, духовной матерью. А это зависит не только от самой матери, но и от её матери, её отца, её мужа, её детей. Одно из открытий ХХ века — то, что дети не ангелы. И наработка со-отношения материальности, душевности и духовности в отношениях в семье — страда. Она сложнее, чем работа с деньгами: деньги для меня или Я для денег? Мать для детей или дети для матери? Суть материнства — взаимо-про-никновенность.
Мальчики не играют в «Отцы-Сыновья». Девочки играют в «Дочки–Матери».
Миллион.
Мир. Мирность. С-миренность. Слово — сущность. Из тех первичных, которые были в самом начале...
Мир. Божий. Подобное слово. Но для сущности материальной. Мнимость. От мнимых сущностей, процессов бывают весьма реальные трудности и нарушения как во внутреннем, так и во внешнем мире. Сколько сейчас бывает мнимых ощущений, чувств, потребностей, убеждений, действий, отношений.
Молитва. Не только разговор с Богом. Но у-маливание. У-маление себя. Своих трудностей. От-маливание. За-маливание.
Мудрость. Больше, чем ум и разум. Это умение применять не знания, а истины к жизни. Ощущать, чувствовать, видеть, слышать, помнить, думать... не только органами чувств, центрами мозга, но и душой... Мудрости, вероятно, нельзя научиться, но можно её нажить.