Нарративный камертон
Люди, приходящие в психотерапию, как правило, переживают ситуацию кризиса в своей жизни и не умеют самостоятельно найти из неё выход. На группу часто приходит человек с разверзшейся перед ним внутренней пустотой, потерявший ориентиры в жизни.
В этом случае групповая психотерапия берёт на себя задачу формирующей, задающей принципы, задающей примеры - образы мыслей и действий, по которым человек ищет и находит выходы из сложных коллизий своей жизни. И здесь жанр «нарративный камертон» как раз находит своё применение.
«Нарративным камертоном» в МИЭК обозначается авторский жанр экзистенциальной терапии. Такой образ проведения терапевтических групп обнаружил, назвал и ввёл в практику МИЭК Семён Борисович Есельсон.
Почему жанр, а не метод, как принято называть обычно в науке приёмы, помогающие достичь чего-либо?
Суть понятия «метод» заключается в некоей технологичности, повторяемости, последовательности.
Однако экзистенциальная терапия в том понимании, как она существует в институте МИЭК, является, скорее, искусством, нежели совокупностью методов и технических приёмов.
Жанр – это слово из области искусства. В этом смысле «нарративный камертон» - это жанр экзистенциальной терапии так же, как библиотерапия, фильмотерапия (конечно, только в том смысловом контексте, в котором они существуют в МИЭК, поскольку разные по существу формы могут называться одним и тем же словом).
Что же такое «нарратив»? Размышление в виде художественного образа, метафоры, написанное литературным языком, когда видно, из каких сложных ситуаций выпутывается герой, - это размышление в виде нарратива. В нарративе всегда присутствует выход из сложной ситуации.
И в этом его отличие от того, что понимается под библиотерапией. В библиотерапии не стоит задачи показать альтернативный выход. В текстах, используемых для библиотерапии, вообще может не быть никакого указания на выход из подобной ситуации. Библиотерапия, скорее, будит размышления о ситуации, помогает расширить поле зрения, видения проблемы.
А в размышлении или изложении в жанре «нарративный камертон» всегда можно увидеть «свет в конце тоннеля», то есть, выход из каких-либо жизненных сложностей.
Как выглядит работа группы в жанре «нарративный камертон»?
Если описывать пошагово, то работа подобной терапевтической группы выглядит следующим образом.
У каждой группы есть тема. Например, «Испытания любви», «Терпение», «Умение видеть». На группу приходят люди, для которых эта тема значима. Участники рассказывают о своих бедах, связанных с темой. Затем ведущим рассказывается история героя, оформленная в виде художественного текста-нарратива.
История вводится в определенный момент группы, когда, по мнению ведущего, для неё обозначилось пространство, когда проблемы, сложности участников группы становятся похожи на те проблемы, сложности, которые преодолевают герои нарратива.
В момент слушания истории происходит сонастройка восприятия участников группы с тем, что они слышат. Сонастройка истории их жизни с, казалось бы, безвыходной ситуацией с историей героя текста, который нашёл выход. Подобная сонастройка очень похожа на то, как настраиваются музыкальные инструменты при помощи камертона.
В контексте жанра экзистенциальной терапии нарративный камертон – это осмысленная история героя, представленная художественным образом в виде образов, метафор, в которой герой сталкивается со сложной проблемой, решает её и обязательно находит выход.
Участники, слушая историю и, заново проживая в её контексте свою проблему, чувствуют отклик на некоторые действия героя, на то, как он ищет и находит выходы из сложностей.
После этого многие в группе начинают по-другому видеть свою жизнь и проблему, с которой они пришли. Начинают замечать выходы там, где раньше, как казалось, был тупик.
Нарратив смещает смысловые горизонты, дает возможность увидеть свою ситуацию по-новому, по ней, как по камертону, можно перенастроиться.
Терапевтический эффект таких групп достигается в том случае, если за счёт организации встречи человека с текстом у него возникла ясность, ответ на вопрос, как правильно справляться с трудностями своей жизни, как выходить из тех испытаний, которые посетили его.
Особенностью экзистенциальных групп является то, что ясность эта - действенная, переживающая и со-переживающая. То есть то, что человек осознал, узнал, понял во время работы в жанре «нарративного камертона», он реализует прямо во время группы, совершает первые важные шаги на пути к переменам. Эта реализация имеет преобразовывающее значение для жизни участника такой группы.