Аннотация
Зиневич А.С. Человек и мир в экзистенциальной философии Г. Марселя и Э. Минковского. – Рукопись.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук по специальности 09.00.05 – история философии. – Институт философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины. – Киев, 2019.
Диссертация является первым в украинской истории философии исследованием феноменологии и экзистенциальной философии Эжена Минковского и первым в истории философии сравнением экзистенциальной философии Габриэля Марселя и Эжена Минковского с целью выявления общности и различия их понимания человека, мира, и контакта человека с миром путем переживания. Результаты исследования позволили обосновать своеобразность феноменологического направления, представленного в экзистенциальной философии Марселя и Минковского, и выявить особенность концепции личности Марселя и Минковского, в которой соединяются экзистенциальное и духовное измерения человека.
Прежде всего, автор отмечает, что в своей оригинальной феноменологии А. Бергсон предложил особую редукцию пространственной установки аналитического мышления, которая сводила мир к набору внешних статичных объектов. Благодаря этой редукции становится возможным переход к интуитивному мышлению, которое позволяет постичь феномен как длительность в процессе изменений во времени. Эта редукция стала основой «экзистенциальной редукции» Г. Марселя и Э. Минковского, которая, в отличие от «феноменологической редукции» Э. Гуссерля, является воздержанием не только на уровне сознания от навязывания реальности рациональных «конструкций», но еще и воздержанием на экзистенциальном уровне от навязывания бытию своих желаний и воли. Т.е., приобретает этический характер как воздержание от установки на овладение ради установки на со-бытие.
В работе раскрыта специфичность феноменологии Г. Марселя и Э. Минковского, их феноменологической установки и их методов. Марсель разработал метод «вторичной рефлексии», которая восстанавливает утраченные «первичной» аналитической рефлексией целостность и конкретность феноменов через их переживание благодаря сосредоточенности на них и участия в совместном бытии с ними. Одновременно, Минковский разработал симпатический и созерцательный методы постижения феноменов переживания времени, отношений с другими и с миром. С помощью этих неклассических методов стало возможно снять противопоставление человека как субъекта миру как объекту, возникшее в классической философии, так как в процессе переживания происходит объединение того, кто переживает с тем, что (кто) переживается. Это разрешает избегнуть абстрагирования и объективации феноменов конкретной жизни единичного человека.
В работе отмечается, что метод «вторичной рефлексии» Г. Марселя является своеобразной трансформацией метода «интуитивного познания» А. Бергсона, который, в отличие от Бергсона, не отрицает аналитическую рефлексию, но включает ее в себя, как первый этап познания.
Работа демонстрирует своеобразность концепта «личностного порыва» Э. Минковского, основой которого стало понятие «жизненного порыва» А. Бергсона. Но если «жизненный порыв» А. Бергсона является движением в будущее всего сущего, то «личностный порыв» Минковского является участием в движении человечества к реализации в человеке полноты человечности. Он происходит не на витальном уровне, а на уровне духовной культуры. Т.е., является не только движением во времени, но и движением в эволюционном развитии человечества.
Диссертация сравнивает феноменологии Г. Марселя и Э. Минковского с феноменологией Э. Гуссерля. Если задачей Гуссерля является исследования феноменов мира как они даны в сознании, тогда как у Марселя и Минковского – постижение феноменов как они даны в переживании. Был введен новый термин экзистенциальна установка», который позволяет объяснить отличие феноменологической установки Марселя и Минковского как направленности целостной личности, в единстве ее витальности и сознания, к бытию – от «гносеологической установки» Гуссерля, которая является направленностью сознания на познание феномена.
Диссертационное исследование утверждает, что экзистенциальный «поворот» в философии Г. Марселя и Э. Минковского состоит в отказе от деления человека на сознание и тело в концепциях «воплощенной личности» (Г. Марсель) и «личностного порыва» (Э. Минковский). А также в отказе от позиции равнодушного наблюдателя в пользу позиции участника.
Диссертация віявляет специфику их взглядов на реальность, содержание понятия «экзистенциальная реальность» и его отличие от классической философской концепции реальности как объективной, эмпирической реальности. Концепт «экзистенциальной реальности» применен в диссертации для объяснения понимания реальности жизни человека Г. Марселем и Э. Минковским. Такая реальность находится по ту сторону субъект-объектной дихотомии и является тем, что человек переживает и с чем вступает в контакт.
В работе подчеркивается, что общность между концепцией «бытие в ситуации» Г. Марселя и концепцией «жизненного контакта с реальностью» Э. Минковского основываются на таких способах установления контакта человека с миром, как соприсутствие, причастность, участие и вовлеченность (Г. Марсель), и симпатия и созерцание (Э. Минковский).
Отдельно автор работы анализирует соотношение понятий «бытие» и «существование», присущее онтологии Г. Марселя. Марсель понимает «бытие» как трансцендентное измерение сакрального, а «существование» – как эмпирическое измерение повседневности. Сравнение концепции бытия Марселя с концепцией «трансценденции» К. Ясперса и «бытия» П. Тиллиха позволило обосновать их общность в понимании бытия как «метафизического», что обнимает человека как Целое. Доказано, что в отличие от «человеко-реальности» как бытия сознания по Ж.-П. Сартру, и в отличие от «воплощенного существования» как присутствия воплощенного сознания по М. Мерло-Понти, «бытие» Г. Марселя является вовлеченностью в бытие инкарнированного духа.
Таже диссертация рассматривает концепцию личности Г. Марселя и Э. Минковского как единства индивидуально-экзистенциального и универсально-духовного измерений в человеке. Экзистенциальное измерение они понимают как измерение жизненного опыта, телесности, переживания, аффективности и витальности человека. Философы различают социальное и духовное измерения существования человека. На социальном уровне человек выступает социальной функцией. Духовное измерение, или измерение духовной культуры понимается как « над-социальное» и « над-индивидуальное» измерение, содержащее идеалы, символы и образы человечности, воплощенные в произведениях искусства, литературы, философии, а также в жизни их творцов как «личностном произведении» (Э. Минковский). Соединение витального и духовного становится задачей преобразования человека как биосоциального существа в личность и реализуется через инкарнирование духа в телесность (Г. Марсель). Раскрыто иерархическое соотношение биосоциальной и духовной сфер личности, присущее экзистенциальной антропологии Г. Марселя и Э. Минковского. Рассмотрены разработки других экзистенциальных мыслителей (Л. Бинсвангер, Э. ван Дорцен, В. Франкл) в обосновании экзистенциального и духовного измерений как не сводящихся к физическому и социальному.
В работе сравниваются антропологические концепции Г. Марселя и Э. Минковского с экзистенциальной аналитикой М. Хайдеггера и Ж.‑П.Сартра, показана их общность и различие. Общность заключается в понимании человеческого как транс-биологического и транс-социального, и в понимании человечности не как данности, а как задачи. Но если в антропологии М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра человечность понимается как екзистенция, как неповторимая индивидуальность, уникальный «проект», вариант человечности, равнозначный другим вариантам, а универсальное понимается как общность положения человека в мире, то в антропологии Марселя и Э. Минковского общечеловеческое понимается как духовное. Показано, что у Марселя и Минковского горизонтальный уровень нашего индивидуального существования, как процесса движения от рождения к смерти, – дополняется вертикалью общечеловеческих, универсальных символов и образов, с которыми человек соотносит свои стремления. На пути к человечности, которой она достигает в «этическом поступке» (Э. Минковский) человек трансцендирует за границы своего «его» к «над-индивидуальному» (Э. Минковский). Осуществление себя как человека оказывается возможным через причастность к общечеловеческой духовной культуре. Также было выявлено различие во взглядах на восстановление контакта с бытием, которое Марсель и Минковский усматривали в появлении нового «над-рационального» или духовного уровня, а не в возвращении на «до-рациональный» или экзистенциальный уровень.
Также в работе раскрыта специфика концепции экзистенциального отчуждения Г. Марселя и Э. Минковского, понимаемого ими как отчуждение гипертрофированного сознания от экзистенциального измерения в человеке, и как отчуждение сознания от мира и других людей вследствие занятия позиции внешнего наблюдателя, не вовлеченного в бытие. Автором показан путь дальнейшего развития концепции «экзистенциального отчуждения» Э. Э. Минковского его последователями Р.Д. Лэйнгом и Ж. Габелем для исследования социальных форм отчужденного существования конца ХХ в.. Доказана актуальность концепции «вовлеченности» (Марсель) и «жизненного контакта с реальностью (Минковский) для преодоления современных форм экзистенциального отчуждения человека, а также для поиска человеком личностного смысла своего бытия, который становится особенно востребованным в постиндустриальную эпоху.
Ключевые слова: экзистенциальное измерение, духовное измерение, экзистенциальная реальность, экзистенциальная установка, жизненный контакт с реальностью, проживаемое время, бытие, личностный порыв, вторичная рефлексия, феноменология.