Есельсон С.Б. "Симулякры и психотерапия" (текст + видео)
(доклад на 43-м ежегодном Вильнюсском семинаре по психотерапии и клинической психологии, 24.04.2020)
Понятие Симулякр ввел в современность знаменитый французский философ, филолог и фотограф Бодрийяр.
Понятия нужны для того, чтобы что-то понимать.
Как у фотографа – взгляд у Бодрийяра был цепкий. Как филолог - он вдумчиво подбирал названия для вводимых им понятий.
В переводе с латыни «Симулякр» – это делать вид, притворяться; это когда копия не соответствует оригиналу, название вводит в заблуждение.
В первой половине XX века государства начинают изготавливать симулякры, тогда это было дорогостоящее дело. Например, III Рейху для начала II Мировой войны потребовалось организовать шоу с якобы «захватом» поляками немецкого пограничного города Гляйвиц и созданием на этой основе для немцев «общественного мнения».
В СССР в 1936-38 гг. организовывались грандиозные шоу вокруг так называемых «московский процессов». В огромном количестве выпускались статьи, фильмы, проводились народные демонстрации. Был приглашен известный писатель Лион Фейхтвангер, которому Сталин давал «рефлексивное» интервью по поводу происходящего. Формировался образ превращения вчерашних героев во врагов народа.
В 60-е г американцы организовывали гигантское шоу с якобы «нападением» вьетнамских катеров на американский эсминец «Мэддокс», с валом газетных публикаций, статей, фильмов, фотографий, псевдоопросов общественного мнения по этому поводу. Результатом стало решение Конгресса о начале вьетнамской войны, результатом которой стало для США 60 тысяч погибших и более 300 тысяч раненых.
Это была эпоха, когда симулякры создавались большими силами, были дорогостоящим мероприятием.
Во второй половине XX в. начинается своеобразная конверсия – удешевление методов симулякризации, расширение сфер применения. Симулякризация используется в технологиях рекламы и продвижения товаров и услуг на рынки сбыта. Например, после просмотра программы «Квартирный вопрос» телезрители не сомневаются в «современности» дизайнерских решений и «качестве» показанных стройматериалов. А когда видят такие же решения в телесериалах, то не задумываются, как они в эти телесериалы попали.
Уже стал классикой пример про рекламу «тыквенного латте». Обычно потребители, любители тыквы, не задумываются над вопросом, имеет ли тыквенный латте какое-либо отношение к тыкве.
Бодрийяр говорил в конце XX в о становлении гиперреальности, где насыщенность симулякрами настолько высока, что настоящая реальность от фальшивой все более трудно различима. Распространение интернет - технологий усугубило эту ситуацию. Графические редакторы, фотошоп и его аналоги вошли в жизнь большинства людей. Фото продукции в каталогах в большинстве своем имеет весьма отдаленное отношение к реальной продукции. Появились курсы по написанию резюме и правильным ответам на вопросы на собеседованиях – умение вводить в заблуждение тех, кто с тобой собеседует. Появились тренинги по преодолению детектора лжи.
В 50-х гг. гениальный японский кинорежиссер А.Куросава в фильме «Расёмон» продемонстрировал, как рассказ о реальности может сколь угодно искажать реальность. Его предупреждение об осторожном отношении к рассказам осталось незамеченным.
К текстовой информации и фотоматериалам в интернете и СМИ люди относятся как к Реальности.
Идут информационные войны в Интернете. Причем не вокруг событий в Реальности, а вокруг их изображения.
По аналогии с театраловедением и кинокритикой появилось психотерапиеведение и психотерапиекритика, где предметом анализа и обсуждения становится не сама психотерапия, а её изображение в Интернете, картинка.
Если в прежние времена своим имиджем были озабочены, в основном, политики, то теперь появились психотерапиеимиджмейкеры. Несколько сотен тысяч долларов за три года – и ты – мировая звезда в психотерапии или в бизнес-тренингах или в коучинге.
Симулякр и с другой стороны наступает на наш Семинар годами, незаметно.
Я помню семинары в Вильнюсе со всеобщей включенностью, где среди сотен людей, присутствующих на семинаре, по степени вовлеченности в происходящее, не происходило разделения на членов терапевтической группы и наблюдателей. Например, когда из числа «наблюдателей» поднимается женщина, выходит на сцену, подходит к фортепиано и начинает играть, и все, с замиранием дыхания, слушают, а потом начинает внезапно меняться то, что происходит в группе.
Но всё больше с годами я начал слышать в перерывах: «Хорошо ты его уделал» или «Как же ты не сообразил…», «Но ничего, в следующем году отобьемся», «Я посмотрела, как Вы с ним разобрались, и решила Вас пригласить к нам на…»
Шоу, новый тип театра, бои гладиаторов, рейтинги, смотрины перед работодателями, не перерывы, а антракты, зрелище, игра с учетом публики и на публику. А, в последние годы, еще и с учетом Интернета.
Этой нарастающей тенденции нужно что-то противопоставлять. Закрывать глаза на нее невозможно.
Что можно противопоставлять?
Как минимум, - это самоанализ. Смотреть на себя, на себя в отношениях с другими, а не на других, не на «актеров». Как минимум - необходимо взять на себя обязательства молчать во время «перерывов», задавать вопросы себе, почему именно это, именно сейчас и именно меня задело? Вызвало со-переживание, со-страдание или негодование? И другие замечательные вопросы к себе.
В мировой энциклопедии «Экзистенциальная терапии», вышедшей в Лондоне в 2019 г. есть глава, посвященная созданному в А.Е. Алексейчиком направлению в экзистенциальной терапии под названием «интенсивная психотерапевтическая жизнь» (ИТЖ). Одной из важнейших составляющих ИТЖ является проверка слов действием.
Если мы найдем возможности на наших семинарах противостоять симулякризации, то это, на мой взгляд, будет действие, шаг ИТЖ вперед – в новую эпоху.
______________________________________________________________________
- Член Правления Европейской Федерации экзистенциальной терапии.
- Руководитель экзистенциального направления IX Всемирного Конгресса по психотерапии.
- Президент Национального объединения экзистенциальных консультантов и терапевтов (Россия).
- Руководитель модальности "Экзистенциальная терапия" Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (зонтичная организация Eвропейской Ассоциации Психотеракпии в России).
- Руководитель Совета Международного Института экзистенциального консультирования (МИЭК).
- Главный редактор международного русскоязычного журнала "Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия".
- Экзистенциальный консультант, терапевт (стаж работы в консультировании с 1981 года), конфликтолог, сказкотерапевт. Создатель жанра экзистенциальной терапии "нарративный камертон".