Экзистенциальная терапия на постсоветском пространстве
На протяжении 70 лет гуманитарная мысль на пространстве СССР была отделена «железным занавесом» от гуманитарной мысли остального мира – труды коллег из других стран не переводились, если они были немарксистскими, а зарубежная научная периодика находилась в специальных хранилищах нескольких ведущих библиотек и доступ туда получить было очень трудно.
В этих условиях здесь развивалась гуманитарная мысль, опираясь во многом, на собственные культурные традиции. Это касается и экзистенциальног
Экзистенциальный праксис, созданный на территории бывшего СССР связан с двумя фигурами – врачом – психиатром, психотерапевтом Александром Ефимовичем Алексейчиком, жившем и живущим в Вильнюсе и врачом-психиатро
Направление экзистенциальног
Направление называется Интенсивная терапевтическая жизнь (ИТЖ). Оно уходит корнями в русский экзистенциализм. Ключевыми фигурами для него являются Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В.Розанов, С.Левицкий, С.Франк, И.Ильин, Л.Шестов, митрополит Антоний Сурожский
Важнейшим для А.Е.Алексейчика является тезис митрополита Антония Сурожского о том, что если человек тяжело заболел, то невозможно выздороветь в ту же жизнь. Выздороветь можно только в другую жизнь, только повернув руль своей жизни. Потому что корни болезни уходят в почву — в то, как ты живешь.
Заболевание понимается как нарушение целостности человеческой жизни
- акценты на отдельные её аспекты,
- исчезновение из нее целых пластов,
- отчуждение — превращение своей собственной жизни для человека в чужую
Ключевым для терапии является наличие образа правильной (здоровой) жизни и Бога как источника этого образа.
В силу этого школа экзистенциальной терапии А.Е.Алексейчика вела в СССР как атеистической стране полуподпольное существование, Алексейчику был закрыт путь к защите докторской диссертации.
Опыт жизни в СССР, где в течение нескольких поколений люди учились не выражать свои мысли, а скрывать их, где то, что человек думает, очень часто не соответствовало тому, что человек говорит, а то, что говорит, не соответствовало тому, как он поступает, — отразился и на экзистенциальной терапии в школе А.Е.Алексейчика. Большое значение здесь придается соотнесению сказанного человеком с его действиями, предъявление пациенту обнаруженных несоответствий.
Лечение происходит как:
- создание для человека перспективы — каким он мог бы быть,
- выход к «Ты», к со-страданию, к помощи друг другу, к плате друг за друга, к бытию ради «Ты», к появлению «Мы» — при взаимной встрече бытий ради «Ты. К складыванию терапевтического сообщества
- способствование появлению мужества увидеть свою жизнь не во времени, а в вечности и в свете этого видения, уменьшить суету, повысить вес своих слов и дел.
Бывает, в ходе жизни болезни исчезают, раны затягиваются. В России по этому поводу говорят: «Время лечит». Душевные раны затягиваются иногда десятилетиями.
В терапевтической группе ИТЖ терапевт ставит перед собой задачу ускорить этот процесс — чтобы раны затягивались за дни, часы, минуты.
Для этого создается масса возможностей для того, чтобы люди не обсуждали свою жизнь, а жили, проявлялись. Предметом внимания становятся любые мелочи в проявлениях людей. Терапевт помогает делаться явными противоречиям жизни человека, помогает человеку встретиться как с теми сложностями своей жизни, с которыми он знаком, так и с теми, с которыми ему предстоит встретиться, если он ничего не изменит в своей жизни. Часто происходящее напоминает попадание человека в притчу о себе.
В ИТЖ Алексейчика часто используются анекдоты, иронические истории, позволяющие клиентам увидеть парадоксальность своей жизненной ситуации, зарядиться самоиронией и отстраниться от своих жизненных позиций.
Развитие этого направления последователем А.Е.Алексейчика, основателем и руководителем совета Международного Института экзистенциальног
Направление экзистенциальног
Андрей Владимирович — бывший зав.кафедрой геронтопсихиатри
Ключевым для терапии Гнездилова является представление о наличии «чудесного измерения бытия» и умение решать сложности жизни пациента, обращаясь к этому измерению.
Значительная часть пациентов Гнездилова — тяжело- и смертельно больные люди. Вся реальность окружающего мира свидетельствует им о том, что избежать смерти невозможно. Сознание, логика, опыт взрослого человека не дают никакой надежды.
С помощью экзистенциальног
Помогают терапевту создать пространство Встречи пациента с чудесным измерением бытия — терапевтические сказки, специально написанные для этого пациента, куклы, экзистенциальный театр, колокола, антикварное пространство, включающее в себя костюмы всех времен и народов, старинную мебель и другие предметы старины.
Последний этап жизни человека видится Гнездиловым как кульминация жизни. Нередко, в отсутствии страха смерти, человеку удается сформулировать для себя самое важное дело, которое он должен успеть осуществить. Занесенная над ним рука смерти замирает, время останавливается, и человеку удается его осуществить.
Экзистенциальных терапевтов и консультантов на территории бывшего СССР уже долгое время готовят в трех долгосрочных учебных программах.
Первая программа знакомит слушателей со всеми направлениями экзистенциальной терапии, существующей в современном мире. Программа реализуется с 1996 г. Институтом экзистенциальной и гуманистической психологии (HEPI), в г. Бирштонас (Литва). Руководит программой — Римас Кочунас. Продолжительност
Вторая программа продолжает в экзистенциальной терапии традиции А.Е.Алексейчика и А.В.Гнездилова Программа реализуется с 1999 г. Международным Институтом экзистенциальног
Сегодня действуют учебные площадки MIEK в г. Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород (Россия) и г. Киев и Одесса (Украина). До весны 2014 г. действовали ещё две учебные площадки Института — в г. Донецке и Севастополе. Для учебных программ MIEK характерно постоянное перестраивание в связи с особенностями жизни той или иной учебной группы, различие учебных программ на разных учебных площадках. В этих программах мало внимания уделяется эрудиции в области философии и психологии, зато большое внимание уделяется мировой классике в области художественной литературы и кинематографа, помогающей увидеть свою жизнь с её разрушительными, больными и созидательными, здоровыми тенденциями, — шире, многограннее. Девиз МИЭК — «Врач, исцелися сам». Это значит, что приоритет отдается терапевтической работе со слушателями
Особенностью МИЭК является творческий поиск, изобретение новых форм экзистенциальног
Одной из таких новых форм является экзистенциальная театротерапия. Здесь весь театральный процесс — от принятия решения — кем быть в предстоящем действии (актером в определенной роли, суфлером, режиссером, осветителем, декоратором, костюмером, музыкальным режиссером, театральным критиком, буфетчиком и т.д.), с конкурентной борьбой за определенные роли и до разбора происходившего после спектакля — становится моментами экзистенциальног
Другой формой, разработанной в МИЭК, является «Экзистенциально
Например, проводится путешествие в Санкт-Петербург к А.В.Гнездилову на тему «Болезни близких». Группа проходит в поезде по пути к Гнездилову — идет работа с запросами на встречу с Мастером. И группа — по пути назад, где идет работа с итогами Встречи.
Третьей формой экзистенциальног
Для МИЭК характерна и приверженность особой позиции в экзистенциальной философии, сформулированной С.Б.Есельсоном под названием «Радикальное экзистенциальное мировоззрение». В этой концепции проводится жесткий водораздел между психологией и психотерапией, между экзистенциальной терапией и другими направлениями психотерапии, сформулирован онтологический статус жизненного мира и вытекающие из этого следствия для экзистенциальной терапии.
Кроме долговременных учебных программ HEPI и MIEK на территории Восточной Европы разворачиваются несколько программ Институтов, базирующихся в странах Центральной Европы.
Так с 1999 г. и по сей день в Москве действует долговременная учебная программа по подготовке экзистенциальных аналитиков GLE-Internationa
В 2013 г. в Москве стартовал образовательный проект по подготовке логотерапевтов Института Виктора Франкла Вена, Австрия (рук. Aлександр Batthyány). Продолжительност
В 2015 г. в Минске (Беларусь) был создан Институт Dasein–анализа, который планирует реализовывать долговременную программу по подготовке dasein—аналитиков. Научное руководство Институтом осуществляет Алиса Хольцхей-Кунц (Швейцария, президент швейцарского общества герменевтической антропологии и dasein-анализа).
В 2015 г. усилиями профессора психо
Кроме этого на территории России получил распространение такой оригинальный экзистенциальный праксис, как экзистенциальное фехтование. С 2002г. подготовку специалистов по экзистенциальном
Вокруг трех давно идущих долговременных программ подготовки экзистенциальных консультантов и терапевтов (программ HEPI, MIEK и (GLE — INTERNATIONAL) сложилось три больших сообщества экзистенциалисто
Восточно-Европей
Каждое из этих сообществ издает свои журналы на русском языке. С 2002 г. издается журнал «Экзистенциальна
Он издается при поддержке Института экзистенциальног
С 2008 г. выходит журнал «Existentia» — это журнал Восточно-Европе
С 2009 г. выходит бюллетень «Экзистенциальны
В 2001 г. профессор МГУ психолог-экзисте